Через тернии - к звездам!

Глобальная Русская Академия Mодерн ТРИЗ

Отделение Академии Модерн ТРИЗ для русско-говорящей аудитории
Фрагмент "Как научиться изобретать"
(из книги М.Орлова "Истоки ТРИЗ")


Генрих Саулович Альтшуллер
(1926-1998)

Творческой личности необходимо уметь решать сложнейшие задачи.

До недавнего времени научиться этому было негде.

Сегодня создана наука о сильном мышлении. Правда, создана она на материале техники.

Но... принципы ТРИЗ применимы во всех областях деятельности.

Научиться решать творческие задачи сегодня может каждый.

Г.Альтшуллер

составлено мной (М.О.) по книге:
Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением. Жизненная
стратегия творческой личности. – Минск: Беларусь, 1994

Я горячо желаю всем моим читателям: прочитать все книги Генриха Сауловича Альтшуллера (1926-1998). Основатель ТРИЗ был очень талантливым писателем, и его книги увлекают, захватывают, учат, вдохновляют.

Я увлекся идеями ТРИЗ с того самого возраста, которому я теперь адресую эту мою книгу – старшим школьникам и студентам. Мне только исполнилось 16 лет, когда в 1963 году я прочитал первую в мире книгу по ТРИЗ "Как научиться изобретать".

И теперь, почти полвека спустя, я еще более убежденно желаю каждому молодому человеку обязательно изучить основы ТРИЗ, освоить практические инструменты эффективного креативного мышления. И еще: познакомиться с драматичной жизнью Генриха Сауловича – жизнью гения.

Генриху Альтшуллеру было 20 лет, когда он пришел к идее о целесообразности и возможности создания методики решения изобретательских задач на основе изучения ранее сделанных изобретений.

Через 10 лет он опубликует первую в мире статью с принципами будущей ТРИЗ. К этому времени он уже проанализировал тысячи изобретений и сформулировал ключевые концепции и базовые понятия теории. А вот почему это не произошло раньше, обязательно посмотрите в его книге, на сайте www.altshuller.ru и в разделе 6.2.3. Генрих Альтшуллер этой книги.

Название ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) своей, как он говорил, "методике изобретения", Г.С. Альтшуллер дал в 1970 году.

Задача моей книги состоит в том, чтобы сделать изучение основ ТРИЗ хорошо организованным и интересным делом, дающим прочный стартовый навык для постоянного применения. И для непрерывного совершенствования креативных навыков на протяжении всей жизни. И здесь важнейшую роль начинает играть Теория Развития Творческой Личности (ТРТЛ), основы которой также были заложены Г.С. Альтшуллером.

Действительно, а как можно научиться изобретать, изобретательно мыслить?

Как научиться?! А зачем учиться (!): есть брейнсторминг и множество методов активизации перебора вариантов! Что еще надо?

Генрих Саулович отвечает на эти вопросы так:

"Методы активизации перебора вариантов можно сравнить с воздушными шарами:

подобно тому, как воздушные шары позволили впервые оторваться от земной поверхности,
методы активизации впервые показали возможность
усиления интеллектуальных операций при решении творческих задач.

Но завоевание воздушного океана стало возможным
только с появлением принципиально нового летательного аппарата – самолета.

Точно так и освоение безбрежного "творческого пространства" требует средств,
принципиально отличающихся от методов активизации".

Не согласны, скажут особенно упорные! Зачем учиться? Ведь и так столько много изобретений и изобретателей! Значит, нужен только талант – и все! Разве не так?

Продолжим слушать основателя ТРИЗ:

"Существует огромная инерция традиционных представлений о методе проб и ошибок
как о единственно мыслимом механизме творчества.


Тысячи лет люди решали задачи методом проб и ошибок.

Тысячи лет укоренялось и укреплялось представление, что иных методов нет и быть не может.

Само понятие "творчество" в конце концов слилось с технологией
решения задач путем перебора вариантов, наощупь.

Неизменными атрибутами творчества привыкли считать озарение, интуицию,
прирожденные способности, счастливый случай".

И как результат:

" Методы активизации сохранили старую технологию решения творческих задач...
оказались неспособными к развитию.


Метод проб и ошибок связан не только с огромными потерями времени и сил при решении задач.
Пожалуй, наибольший ущерб он наносит, не давая возможности своевременно увидеть новые задачи.
Тут потери могут измеряться десятилетиями и даже столетиями.
Метод проб и ошибок несет ответственность и за отсутствие критериев оценки новых технических идей.
Даже если задача своевременно замечена и быстро решена,
новая идея подвергается насмешкам, ее просто не понимают.

Сила старых представлений и природе творчества колоссальна.

Поэтому так трудно увидеть то, что, казалось бы, должно само бросаться в глаза:
технические системы развиваются по определенным законам,
которые можно познать и применить для создания новой технологии творчества".

Да, ТРИЗ надо изучать. Да, нужен основательный тренинг в решении задач. Но ведь и выигрыш несопоставим со старым подходом – это иное понимание развития мира и иной способ мышления, целенаправленного, хорошо организованного и экономного, а значит, эффективного.

Много лет назад я задался вопросом: можно ли упростить процесс обучения основам ТРИЗ? И еще: можно ли расширить круг объектов, пригодных для обучения творческим инструментам?

Ответ – в этой и других книгах автора, в системе обучения основам ТРИЗ, разработанной Академией Модерн ТРИЗ. А суть ответа в том, что учиться изобретать можно буквально на каждом объекте, так как каждый предмет (артефакт) был когда-то придуман впервые, то есть, изобретен! И пусть идея артефакта не была запатентована, и никто не знает автора изобретения, но ведь идея артефакта содержится в нем самом. Значит, нужно только научиться "видеть" креативные идеи в каждом артефакте!

Это похоже на чудо! Такое "видение" глубины артефактов можно образно сравнить, скажем, с эффектом при рассмотрении и "постижении" картин (см. ниже), сделанных по методу Магическое Зрение (с англ.: Magic Eye). Разве это не интересно и не удивительно, вдруг увидеть то, что скрыто в глубине картинки?!

Вот способ рассмотрения этой картинки, обязательно хорошо освещенной: приблизьте картинку к лицу так близко, чтобы изображение стало расплывчатым, а затем постепенно отдаляйте картинку, глядя не на поверхность листа, а за лист, сквозь него. Чтобы в какой-то момент увидеть чудо объемного изображения! И потом видеть это чудо и с полуметра и более метра от картинки!

Рис. В1. Прежде, чем идти дальше, откройте "тайну" этой картинки,
всматриваясь в глубину, а не на поверхность!

Но так же происходит и при изучении ТРИЗ:
мало знать метод, нужно практиковаться в его применении!

Так происходит и при обучении езде на велосипеде:
мало прочитать инструкцию и невозможно иметь ее под рукой,
когда надо уловить динамическую устойчивость "велика" и... поехать!

И научиться управлять им!

И управлять своим мышлением!

Так происходит и при обучении плаванию:
когда-то надо понять, что нет смысла барахтаться в воде (своего рода брейнсторминг!),
а надо систематически грести и правильно дышать – плыть, одним словом!

А не тонуть и всплывать, как в брейнсторминге!



Ну, что же: пусть следующие два объекта – такие разные! – и станут для нас теми артефактами, на которых мы освоим исходные элементы ТРИЗ.




Рис. В2. Кремлевская Звезда

Пример "Звезды Московского Кремля".

Рубиновые звезды Московского Кремля были всемирно известными символами Советского Союза, а теперь являются символами России и Москвы. Эти звезды были установлены в 1937 году на всех главных башнях Кремля, высота самой большой из которых даже без звезды более 70 метров. Звезды выполнены из специального стекла с добавкой селена – "селенового рубина", хрусталя и матового стекла, скрепленных сетью из особой нержавеющей стали. Стальные планки сети повторяют контуры звезды и придают звездам особую стройность.

Главные звезды имеют большой размер около 5 метров в диаметре и площадь поверхности до 6 квадратных метров. Иными словами, звезда имеет большую парусность, и при сильном ветре может быть сброшена с башни.

Звезда весит около тонны, и обеспечение надежности звезд при сильном ветре было серьезной задачей для инженеров и строителей Кремлевские звезды.

Как обеспечить надежную защиту звезды от ураганного ветра, но конструкцию звезды сделать не слишком сложной и даже не требующей больших затрат энергии для работы?



Рис. В3. Состав МКС на ноябрь 2011 года (нажмите для увеличения)

Пример "Околоземная цивилизация".

Информация: 13 лет назад 20 ноября 1998 года в 9 часов 40 минут московского времени с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Протон-К" с первым модулем Международной космической станции (МКС) – функциональным грузовым блоком "Заря".

С этого дня началось строительство на околоземной орбите нового космического комплекса. Модуль "Заря" (найдите его на рисунке В3) – это 20-тонный многоцелевой герметичный модуль, созданный с использованием материалов и комплектующих российского производства на базе тяжелой многоцелевой платформы, применявшейся на космических аппаратах тяжелого класса в 1977-1987 годах. Через 15 дней после успешного запуска к "Заре" в рамках полета шаттла "Эндевор" был присоединен первый американский модуль "Юнити".

Сегодня на станции работает международный экипаж в количестве 6 человек. Так что, сегодня всю нашу околоземную цивилизацию представляют... 6 землян!

Но вот вопрос: можем ли мы заглянуть лет этак на ... в будущее и подумать, а что если на околоземных орбитах будут созданы целые поселения, и как тогда будут доставляться туда грузы, скажем в сотни тысяч и миллионы тонн в год, и возвращаться на Землю и десятки тысяч людей, и результаты их деятельности? Ракетами? Но никаких ракет не хватит для этого и по грузоподъемности, и по абсолютно недопустимому негативному воздействию на атмосферу Земли.

Позвольте Вас спросить, есть ли у Вас идея или идеи решения?

Умению систематически решать подобные задачи мы и будем учиться на известных решениях и на известных идеях для решения подобных задач. Для этого мы применим новые методы Модерн ТРИЗ.

Наработав навык понимания известных решений и навык моделирования способов формирования эффективных решений, мы получаем возможность применять этот навык для решения новых задач, которые неизбежно встретятся нам в нашей жизни.

Но мы будем вооружены к встрече с такими задачами. Однако, ясно, что любым оружием еще надо уметь владеть, и желательно, мастерски. А для этого требуется длительный практический тренинг. К чему я и приглашаю Вас!

Вооружайте свое мышление! Тренируйтесь, чтобы мастерски владеть своим творческим мышлением! Это Вы можете, особенно пока Вы молоды и пока не приступили к решению по-настоящему сложных задач. Но они уже приближаются к Вам. Готовьтесь к встрече и будьте победителями. Станьте строителями новых идей для развития цивилизации в нашем единственном общем доме – на Земле.

Наверх