(из книги М.Орлова "Истоки ТРИЗ")
Находить в старом новое – удел гения.
Чтобы преодолеть косность рутинного мышления,
чтобы привлечь внимание к чересчур знакомым предметам,
надо показать их в новом свете, раскрыть незнакомые стороны.
Определение метода Реинвентинг |
Реинвентинг - моделирование (реконструкция, восстановление, воспроизведение) процесса изобретения на основе концептов ТРИЗ. |
Метод реинвентинга можно иллюстрировать следующей схемой (рис. 3.1)
Рис. 3.1. Исследование и моделирование процесса изобретения в формате
МАИ Т-Р-И-З как перехода от состояния "было" к состоянию "стало"
Мы уже использовали четырех-этапное описание процесса изобретения. При внимательном рассмотрении этого описания уже можно составить для себя достаточно полное представление о назначении и структуре информации на каждом из этапов процесса изобретения в этой схеме.
Это позволяет представить соотношение между процессом изобретения (инвентингом) и процессом реинвентинга в следующем виде (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Инвентинг и реинвентинг на основе МАИ Т-Р-И-З
Для многих применений полезно оформление результатов реинвентинга вместе с результатами экстрагирования, а также вместе с фрагментами описания артефакта-прототипа и артефакта-результата по первоисточникам.
Экстрагирование и реинвентинг так же важны для инноватора и изобретателя, как, например, лабораторные работы для понимающего студента в университете, или еще основательнее – как практика в анатомическом кабинете для хирурга.
Ну, и разумеется, как непрерывные, систематические, многолетние и вовсе пожизненные, тренировки для спортсмена, для мастера, как гаммы для пианиста, как эскизы для художника, как этюды для шахматиста.
То есть, творческий талант надо тренировать, причем тренировать "по-черному", в поте, в терпении и в поиске своего собственного искусства, своего собственного мастерства через тысячекратное повторение стандартных (и нестандартных, разумеется, тоже) "движений".
Реинвентинг артефактов в большинстве случаев оказывается увлекательным занятием,
сочетающим элемент игры (на стадии выбора интересного объекта для исследования)
и серьезного исследования
(при выполнении экстрагирований и заключительного реинвентинга).
(из книги М.Орлова "Истоки ТРИЗ")
На основании экстрагирования строится реинвентинг любого объекта.
Здесь показан пример одноциклового моделирования изобретения вращающихся Кремлевских Звезд, т.е. когда изобретение могло быть сделано в один шаг.
Заметим – см. учебный курс! – правильное моделирование всегда может быть выполнено без всякой подгонки под "нужные навигаторы" и под что бы то ни было еще!
(из книги М.Орлова "Истоки ТРИЗ")
Особенностью этого проекта Леонардо да Винчи является то, что внизу запорных ворот (такие ворота делаются с обеих сторон шлюза, как со стороны "высокой" воды, так и со стороны "низкой") он предложил сделать небольшую дверцу для впуска воды с "высокой" стороны и для выпуска на "низкой" стороне. Для открывания-закрывания дверцы были разработаны соответствующие рычажные механизмы.
Рис. 3.5. Проект шлюза с воротами, имеющими
встроенную дверцу для выпуска воды (внизу, в круге)
Прежде всего, напомним принцип функционирования шлюза.
Если судно идет с высокого воды в сторону низкой, то камера шлюза (рис. 3.6,а) предварительно заполняется, а когда уровни воды с камере и с высокой стороны сравняются, верхние ворота открываются, и судно заходит в камеру. После этого верхние ворота закрываются.
Затем вода выпускается через отверстие в нижних воротах (рис. 3.6,b). Когда уровни воды в камере и на невысокой стороне сравняются, нижние ворота открываются, и судно выходит в сторону низкой воды. После этого нижние ворота закрываются, и камера шлюза снова готова к наполнению.
Но если снизу идет другое судно, то камера может сначала принять это судно, и затем нижние ворота закрываются. Начинается впуск воды через отверстие в верхних воротах. И когда уровни воды в камере и со стороны высокой воды сравняются, верхние ворота открываются, и судно уходит на высокую воду.
И процесс повторяется. В частности, верхние ворота могут закрываться или оставаться открытыми, если ожидается судно, идущее с высокой воды. И т.д.
Вы получаете не только первичные знания, но и что самое главное – надежные практические навыки подхода к решению проблем с острыми противоречиями, с несовместимыми требованиями к результату, в условиях недостатка ресурсов для достижения решения и при других осложняющих факторах.
Техническое сопровождение курса
Рис. 3.6. Функционирование шлюза
Результаты экстрагирования и реинвентинга представлены в стандартной форме МАИ Т-Р-И-З ниже.
К выдающимся идеям великого да Винчи можно отнести также и идею крыла орнитоптера, копирующего крыло птицы. Однако разница состоит в том, что в крыле да Винчи предусматривал клапаны (Матрешка!), которые бы открывались при движении крыла вверх (подготовка к маху) и закрывались при движении крыла вниз (мах – рабочее движение).
Тогда сопротивление подъему крыла было бы существенно меньше, а рабочий мах совершался бы при использовании полной опорной и несущей площади крыла. Можно попытаться эскизно и очень упрощенно, например, без тросов управления, представить такое крыло, используя рисунок самого мастера (да простит меня да Винчи).
И живы идеи великого мастера!
Аналогичные варианты "дверей-матрешек" показаны на рис. 3.7 и 3.8.
Существует легенда, что "дверцу-матрешку" для кошки изобрел сам Сэр Исаак Ньютон, чтобы кошка могла носить своих котят "сквозь" дверь, а ему не надо было бы открывать и закрывать дверь, так как это мешало великому физику в его экспериментах со светом в темной комнате.
Рис. 3.7. Встроенная дверца для кошки |
Рис. 3.8. "Матрешка" дверей |